Австралийские аборигены - одни из самых древних жителей нашей планеты, которые живут на ней и по сей день. Их искусство, основанное на мифах об Эре Сновидений, продолжает развиваться уже ни одно тысячелетие, но традиции и символизм соблюдаются всё так же строго. Чем же древние художники покорили современных бизнесменов, закупающих их картины для офисов и галерей? Могли ли австралийские аборигены быть первыми людьми на Земле или прародителями абстракционизма?
Немного из истории.
Австралийские аборигены - коренное население Австралии, названное так от латинского "ab origene" - "от начала". Аборигены Австралии - самая древняя и одна из наименее изученных из живущих на Земле цивилизаций. Аборигены верят, что они произошли из Земли, на которой живут с созидательных времен - Эры Сновидений.
Эра Сновидений для аборигенов - Эра созидания, сотворения мира, когда из некой бесформенной субстанции выходили духи, принимали множество форм и обличий, передвигались по Земле. Некоторые из этих форм имели человеческий характер, другие представляли собой и человека, и животное или птицу, или растение одновременно.
В конце своего путешествия существа-прародители ушли в землю (по некоторым легендам - на небо), где они спят по сей день. Они дали людям систему ценностей и законы, которые стали неотъемлемой частью современной жизни аборигенов.
Древнее искусство аборигенов.
В то время как Европейская цивилизация отмечает начало третьего тысячелетия своего существования, австралийские аборигены отмечают (по меньшей мере) начало пятидесятого. Археологические исследования свидетельствуют, что наскальные рисунки, к примеру, в Арнем-Ленд на севере Австралии имеют возраст 50 000 лет, а наскальным гравюрам в южной Австралии по крайней мере 30 000 лет - что древнее наскальных рисунков Альтамира и Ласко времен Палеолита, обнаруженных в Европе. Аборигены обладают развитой и многогранной культурой, которая и формирует их деликатный и в то же время динамичный и насыщенный образ жизни. Традиционно, основной тематикой в творчестве аборигенов является мир предков, a события Эры Сновидений отображены во всем многообразии культуры аборигенов.
Наиболее приметной формой аборигенского искусства является живопись, на протяжении многих веков покрывавшая скалы и гроты и теперь перенесенная на холст. Аборигены верят, что изначально наскальные рисунки были нанесены первопредками, а люди лишь поддерживали четкость линий путем подкрашивания охрой. К примеру, считается, что не безызвестные изображения фигур Wandjina в Западной Австралии в районе Кимберли были нарисованы первопредком Радужным Змеем, Ungud.
Современное искусство аборигенов.
Несмотря на корни, уходящие в неизведанные нами дали, австралийский аборигены и по сей день живут среди нас. Их искусство приняло новый облик.
Начало новому движению в аборигенской живописи было положено в 1971 году в Папунии школьным учителем, Джеффри Бардоном, которых настоял, чтобы символическое изображение Медового Муравья было перенесено на школьную стену. В результате этого эксперимента возникло новое направление в живописи, по праву считающееся явлением века в традиционном австралийском искусстве. Уникальность данного направления состоит в том, что, сохранив традиции, удалось существенно улучшить формы передачи и цветовую палитру изображения, расширить диапазон методов, которыми художники-аборигены пользуются для выражения своих идей, а также увеличить долговечность произведений, тем самым увеличивая количество ценителей искусства. К настоящему времени аборигенские художники создали великолепную коллекцию современного искусства, отражающую события исторические и мифологические, включающее в себя как традиции художественные, так и традиции устного творчества. Современное направление "Живопись пустыни" также является продолжением древнейших религиозных традиций аборигенского общества.
Символизм.
Полотна художников аборигенов - это по сути книги, повествующие посредством преданий, религиозных сюжетов, мифов, различных цветов и стилей, символов и узоров об Эре Сновидений и эпических путешествиях первопредков. Основной мотив большинства произведений - творческий рассказ художника о Вечных истинах. На них изображаются сакральные места, где происходили мистические явления и по сей день присутствует тотемическая сила. Рисуя на холстах художники используют такой же набор символов и словарь знаков как и их предки, расписывая десятки тысяч лет назад скалы и гроты. Это и точки, и круги, и изогнутые вертикальные линии, и V-образные формы, и дуги и т.д.
В произведениях изображаются следы опоссумов, кенгуру, валлаби, динго, эму и птиц. Путешествия первопредков и охотников, преследующих этих зверей, представляются как цепочки человеческих следов. Символ, изображающий арку, обозначает сидящего человека, арка или небольшой холм обозначают узор, сделанный на песке человеком, который сидит, скрестив колени. Использование следов, сделанных объектом на земле, также применяется для символизации кострища - изображается круг и перекрещивающиеся линии; торчащий же прут обозначает какой-то единичный запрет, а традиционная вогнутая деревянная тарелка изображается овалом.
Чтобы понять истинный смысл произведения необходимо знать либо самого художника, либо родовую группу, к которой он или она принадлежит и соотнести это с тематикой изображенного. Со сложными картинами рекомендуется начинать ознакамливаться либо сверху вниз, как с аэровоздушными картами, либо посегментно - выделив ботанические зоны, скалы и другие элементы пейзажа. Выбранные художником цвета не обязательно будут точно передавать цвет листвы и окружающего пейзажа, скорее, они передают общую атмосферу и подчеркивают особенности стиля художника. Сакральные места, часто являющиеся центральным аспектом полотна художника, также не всегда совпадают с какими-то значительными объектами ландшафта и могут на самом деле представлять собой и маленькую горную гряду или часть откоса, и родник или столб, и чашевидное углубление в скале, символизирующее для художника определенный момент в путешествии его первопредка в Эру Сновидений.
Примеры сюжетов.
Одна история рассказывает Сновидение об Уитчети. Тропинки и туннели, проделанные живыми личинками под землей в корнях акаций заполнялись водой по мере их движения. Эти заполненные ходы существуют и по сей день, преобразовавшись в подземные каналы с водой, дающие жизнь не одному поколению людей, проживающих на этой засушливой территории.
Paddy Japaljarri Stewart (Пэдди Джапалджарри Стюарт) на своей картине Jarlji Jukurrpa (Сновидение Лягушки) изобразил страну Jarljikirlangu и огромный, вечно сухой каньон неподалеку от горы Деннисон, разделяющий ее на две части. Только раз в год в этой стране наступает сезон дождей, который иногда длится всего несколько часов. С первыми каплями дождя пребывающие в спячке лягушки просыпаются, выползают наружу и начинают оживать. Их радостное кваканье разносится по орошенным просторам и заставляет людей ценить живительную влагу.
Пэдди очень интересный художник, родом из Yuendumu, с насыщенной биографией. Рисовать начал с детства, но признание пришло лишь в 80-х годах и в 85 году состоялась его первая выставка в Элис Спрингс. До этого он преподавал в местной школе общеобразовательные предметы и рисование, культурные традиции, танцы, изготовление бумерангов, азы выживания в пустыне, и т.д. Пэдди также водил школьный автобус и работал в управе общины.
Ещё одна картина написана Deborah Napaljarri Wayne (Дебора Напалджарри Вэйн) и посвящена Сновидению Опоссума. Сновидение принадлежит Jappaljarri/Napaljarri и Jungarray/ Nungarrayi, женщинам и мужчинам. Место, изображенное на картине, называется Yampirringi, что на востоке от Yuendumu и сюжет заключается в следующем. Один молодой первопредок-опоссум полюбил красавицу-опоссума из Warkaningi. Он проделал весь длинный и утомительный путь из Yampirringi в Warkaningi, чтобы быть с любимой. На данной картине опоссум представлен по ее краям. Знаки в виде буквы "Е" обозначают следы опоссума на земле, а синусоидальная линия представляет собой след, оставленный хвостом опоссума на песке.
Аборигенское искусство сегодня.
Позади те времена, когда коренное аборигенское население Австралии считалось примитивным, а их материальная культура - убогой. Сейчас, в начале двадцать первого века, искусство аборигенов во всех своих стилях и проявлениях и со всех частей континента признается как жизненное и динамичное выражение современного мира. Более того, искусство аборигенов стало модным и коммерчески успешным. Ведущие банки мира украшают работами коренных австралийцев свои офисы. Ведущие музеи с удовольствием предоставляют свои залы под выставки.
Примеры современного искусства аборигенов:
Галерея La Perouse.
Теперь возможность приобщиться к удивительному миру искусства аборигенов Австралии появилась и у москвичей. Недавно открывшаяся первая в России галерея аборигенского искусства La Perouse предоставляет уникальную возможность ознакомиться с покинувшими родные общины высококачественными образцами уникального традиционного изобразительного искусства коренного аборигенского населения Австралии.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий