Что ещё помогло создать ореол загадочности? Дошла ли до нас Мона Лиза в том виде, в котором её видели 500 лет назад? Какие тайны Леонардо да Винчи удалось разгадать современным исследователям?
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашел модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, еще им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».
Одной из особенностей картины является её композиция. Отойдя от стандартов изображения модели в профиль или анфас, художник запечатлил женщину в три четверти. Вместо нейтрального фона да Винчи решил воспроизвести за спиной Моны Лизы пейзаж с рекой и горами. Ни одна картина того времени не может сравниться с шедевром Леонардо да Винчи.
Паскаль Котт (Pascal Cotte) — так зовут человека из Парижа, которому мы теперь обязаны новым знаниям об удивительной картине Леонардо да Винчи. Три года назад он сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.
Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим — оно было чуть более широким, а улыбка — несколько более выразительной.
Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.
Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.
Да и вообще, Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне — не серо-зелёным, а сияющим голубым.
Была и другая версия: мол, Джоконда страдала алопецией (облысением) и даже позировала художнику в парике. Но в увеличенном изображении над левым глазом женщины удалось найти мазки, очевидно, изображающие бровь. Исчезли они, вероятно, из-за небрежности реставраторов.
Исследователь снял с Моны Лизы и обвинения в другой болезни - оспе. На сегодняшнем варианте картины на подбородке и вблизи глаз видны странные пятнышки. И некоторые искусствоведы картины предполагали, что да Винчи тут достоверно изобразил признаки надвигающегося недуга. Однако Котту доказал, что эти пятна появились позднее, когда картина уже была покрыта несколькими слоями лака.
В небе над головой женщины при большом увеличении заметно загадочное ярко-оранжевое пятнышко. Сделал ли его по небрежности на картине сам художник или многочисленные реставраторы - не ясно. Паскаль Коте считает, что оно могло появиться на портрете случайно, в начале XX века, когда картина была похищена и грабители не хранили ее должным образом.
Также Котту удалось выяснить, что да Винчи нарисовал сначала пейзаж, а уж потом наложил изображение женщины. Более того, он считает, что на ранних набросках в центре была мужская фигура. И лишь потом мастер заменил ее на Мону Лизу - жену своего богатого заказчика.
Считается, что пропорции лица Моны ЛИзы были просчитаны художником. Число Фибоначчи фи= 1,618, "Золотая пропорция" на лице Джоконды. Теперь мы можем не без оснований предположить, что разгадку пресловутой «улыбки Джоконды» следует искать не столько в мистике, сколько в математике. Так математический эталон гармонии и художественный эталон красоты соединились в единое целое — Золотую пропорцию. Sectio Aurea оказалось символическим выражением той универсальной истины, которая позволяла оценить гармонию и красоту всех предметов окружающего мира. Последующие изыскания учёных в этой области подтвердили гипотезу Паччоли и да Винчи.
Ещё одна версия Золотого сечения подробнее |
"Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И еще более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…) И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями".
Комментариев нет:
Отправить комментарий