25.06.2010

Тайны Моны Лизы, часть 4



Что ещё помогло создать ореол загадочности? Дошла ли до нас Мона Лиза в том виде, в котором её видели 500 лет назад? Какие тайны Леонардо да Винчи удалось разгадать современным исследователям?

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашел модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, еще им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

на оригинале картины
были колонны, но потом их обрезали
Одной из особенностей картины является её композиция. Отойдя от стандартов изображения модели в профиль или анфас, художник запечатлил женщину в три четверти. Вместо нейтрального фона да Винчи решил воспроизвести за спиной Моны Лизы пейзаж с рекой и горами. Ни одна картина того времени не может сравниться с шедевром Леонардо да Винчи.


Паскаль Котт (Pascal Cotte) — так зовут человека из Парижа, которому мы теперь обязаны новым знаниям об удивительной картине Леонардо да Винчи. Три года назад он сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.
Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим — оно было чуть более широким, а улыбка — несколько более выразительной.

Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.
У Джоконды были брови
Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.

Да и вообще, Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне — не серо-зелёным, а сияющим голубым.

До реставрации полотно имело более насыщенные тона
Была и другая версия: мол, Джоконда страдала алопецией (облысением) и даже позировала художнику в парике. Но в увеличенном изображении над левым глазом женщины удалось найти мазки, очевидно, изображающие бровь. Исчезли они, вероятно, из-за небрежности реставраторов.


Все "недуги" Моны Лизы от небрежности реставраторов
Исследователь снял с Моны Лизы и обвинения в другой болезни - оспе. На сегодняшнем варианте картины на подбородке и вблизи глаз видны странные пятнышки. И некоторые искусствоведы картины предполагали, что да Винчи тут достоверно изобразил признаки надвигающегося недуга. Однако Котту доказал, что эти пятна появились позднее, когда картина уже была покрыта несколькими слоями лака.
В небе над головой женщины при большом увеличении заметно загадочное ярко-оранжевое пятнышко. Сделал ли его по небрежности на картине сам художник или многочисленные реставраторы - не ясно. Паскаль Коте считает, что оно могло появиться на портрете случайно, в начале XX века, когда картина была похищена и грабители не хранили ее должным образом.
Также Котту удалось выяснить, что да Винчи нарисовал сначала пейзаж, а уж потом наложил изображение женщины. Более того, он считает, что на ранних набросках в центре была мужская фигура. И лишь потом мастер заменил ее на Мону Лизу - жену своего богатого заказчика.


пропорции лица идеальны
Метод Золотого сечения
использовали многие
известные мастера
Считается, что пропорции лица Моны ЛИзы были просчитаны художником. Число Фибоначчи фи= 1,618, "Золотая пропорция" на лице Джоконды. Теперь мы можем не без оснований предположить, что разгадку пресловутой «улыбки Джоконды» следует искать не столько в мистике, сколько в математике. Так математический эталон гармонии и художественный эталон красоты соединились в единое целое — Золотую пропорцию. Sectio Aurea оказалось символическим выражением той универсальной истины, которая позволяла оценить гармонию и красоту всех предметов окружающего мира. Последующие изыскания учёных в этой области подтвердили гипотезу Паччоли и да Винчи.
Ещё одна версия Золотого сечения
подробнее



Код Твиттера в иероглифах

Возможно, планировалось, что в руке
Моны Лизы будет ветвь

Такой эффект можно наблюдать почти во всех
произведениях Леонардо да Винчи

Мона Лиза в 3Д

"Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И еще более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновре­менно, гораздо более трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…) И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями".

Комментариев нет: