25.06.2010

Тайны Моны Лизы, часть 3












Итак, мы рассмотрели самые основные теории относительно того, кого же изобразил на полотне "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Однако это далеко не единственный вопрос, который мучает людей все эти столетия. Какие тайны ещё хранит загадочная картина?

Загадочная улыбка Мона Лизы – источник вдохновения для одних и жестокого отчаяния для других. В 1852 году Люк Масперо, французский художник, выбросился из окна четвертого этажа гостиницы в Париже и разбился насмерть. В его предсмертной записке было сказано, что он предпочел смерть после многолетних попыток понять тайну улыбки Моны Лизы. Сегодня посетители Лувра спрашивают себя и других о том же: как всё-таки она улыбается?

> Итальянцы отвечают на этот вопрос, ссылаясь на технику сфумато, которая была разработана да Винчи. На итальянском sfumato* означает «исчезающий, как дым» или «дымка». Применение этой техники привнесло в портрет двусмысленность и размытость, предоставляя возможность его толкования воображению зрителя. Этот метод использует особое сочетание тонов и цветов, приводящее к иллюзии глубины и объема.
Но уже пять столетий никто не может понять, как же мастер эпохи Возрождения написал это полотно. Мазки его кисти столь малы, что их нельзя визуально отделить друг от друга даже при помощи микроскопа. Благодаря этому и получились удивительные изображения, когда цвета и тени чередуются без видимых границ между собой. Как он это делал - неизвестно.
*Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

> Профессор клинической анатомии из Йельского университета Шервин Нуланд выдвинул теорию, что Мона Лиза улыбается приятным мыслям о будущем ребенке. Якобы на это также указывает странное положение руки. Но эта теория была опровергнута Паскалем Котте, который утверждает, что на оригинале картины была накидка-пальто, которую позднее не восстановили ретсавраторы.
 
 
Котт все-таки сумел объяснить, почему у Моны Лизы правая рука находится в столь странном положении - поперек живота. На коленях у женщины лежит плед или пальто, и в первоначальном варианте она придерживала его руками и даже прикрывала им предплечье(1). Котт заметил, что с тех пор художники, копируя это знаменитое полотно, передавали это положение руки, вовсе не понимая, почему оно именно таково. На восстановленном изображении видно, что отпечатки левой руки слегка размыты (2).
> Ещё одна версия, основанная на рассказе Вазари - Мона Лиза улыбалась, потому что в момент написания картины её развлекали специально нанятые шуты.
 
> Британский судмедэксперт доктор Монтэгю Мерлик воспроизвел лицо Моны Лизы с помощью самых современных графических программ на экране компьютера и внимательно изучил его под разными углами. После тщательного анализа левого и правого профиля голографического образа он пришел к выводу, что у красавицы... не было зубов. И то, что пять веков принималось за таинственную улыбку, на самом деле является неправильным смыканием челюстей и губ.
Любопытную версию предлагает итальянский стоматолог Филиппе Сурано. Он выдвинул теорию, что необычный, загадочный изгиб губам Моны Лизы, сложенным в полуулыбку, придали крепко сжатые зубы. Доктор предполагает: позировавшая художнику дама страдала от вредной привычки — непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса. А так как сеансы позирования были длительными и сильно ее утомляли, она, мол, непроизвольно стискивала зубы.
> Представлено и другое объяснение загадочной улыбки, с которым несколько лет назад выступили Кристофер Тайлер и Леонид Концевич, сотрудники Американского института проблем зрения имени Смита-Кеттлевелла (Сан-Франциско). Проделав многочисленные эксперименты, они пришли к выводу, что «исчезающая» улыбка Моны Лизы является следствием несовершенства нашего зрения. На восприятие влияют различные шумы, которые мы слышим, стоя перед картиной. Чтобы прийти к такому выводу, Тайлер и Концевич включали различные шумы и показывали изображение Моны Лизы добровольцам, которые должны были описать улыбку по четырехбалльной шкале. Оказалось, что одни звуки как бы слегка приподнимали уголки ее губ, а другие – придавали лицу печальный вид.

Шумы нашего зрения изменяют улыбку и взгляд Моны Лизы
С теорией несовершенства человеческого зрения Тайлера и Концевича согласна американский невролог, профессор Маргарет Ливинстоун из Гарвардского университета. Она считает, что улыбка исчезает, если встать прямо перед картиной на очень близком расстоянии. А появляется, если смотришь не на рот, а на глаза или лоб девушки.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже -тени.
«Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением», — заявила Маргарет Ливингстон.

За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.

> Более тридцати лет назад английский фотограф Лео Вала придумал систему расчета, по которой можно преобразовать изображение анфас в фотографию в профиль или в три четверти. Этот метод тщательно проверили и официально одобрили. Затем систему испытали на шедевре Леонардо да Винчи. Результат был скандальным: "Джоконда страдала болезнью Дауна"! Датский врач Финн Беккер—Христиансон в 1975 году поставил улыбчивой женщине диагноз: врожденный паралич лица. По его мнению, Джоконда улыбается только правой стороной, левой же просто гримасничает. Подобная асимметрия говорит о том, что у человека имеются отклонения в психике. Датчанин уверяет: она - идиотка.
А. Рош, профессор Лионской школы искусств, решил воплотить произведение Леонардо в мраморе. Опыт портретного творчества он имел достаточный, тем не менее с трехмерным изображением Джоконды у лионского практика ничего не вышло. Пришлось констатировать, что, с физиологической точки зрения, у модели все неправильно: и лицо, и плечи, и руки. Скульптор посоветовался с терапевтом Анри Греппо, занимавшимся физиологией. Они привлекли профессора Жан—Жака Контэ — специалиста по микрохирургии рук, — и после многократных проверок пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую. Объяснить происходящее можно было либо тем, что она короче, либо тем, что она подвержена судорогам. Последнее делало реальным предположение, что правая половина мозга Джоконды атрофирована, а тело парализовано. Следствием такого заключения и становилась улыбка — судорога, при которой часть мускулов лица бездействует.

> В 2005 году картину подвергли компьютерному анализу на «распознавание эмоций». В результате ученые амстердамского университета выяснили, что объект испытывает 83% счастья, 9% отвращения, 6% страха и 2% гнева. К этому заключению голландские эксперты пришли, оценив кривизну изгиба губ и расположение морщинок вокруг глаз с помощью специальной компьютерной программы, которая располагает внушительной базой данных портретов молодых женщин. При помощи этих данных выводится среднее, «нейтральное», выражение лица.


> По мнению японских врачей, во время позирования Мона Лиза страдала от высокого уровня холестерина в крови, свидетельством чему является типичный для недуга узел на коже между левым веком и основанием носа. Вывод: женщина неправильно питалась и, возможно, была сладкоежкой. Согласно японской версии, она должна была с детства иметь слабое здоровье и умереть молодой от сердечного приступа.

> По мнению американского стоматолога и эксперта по живописи Джозефа Барковски, Мона Лиза, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. После тщательного изучения картины эксперт обнаружил и наличие шрамов вокруг рта женщины. По его мнению, «выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

> В июне 1995 года канадский фотоэксперт Жак Фрэнк, проанализировав каждую крошечную трещинку возле рта и глаз Моны Лизы, заявил, что первоначально у нее была широкая, почти веселая улыбка, а нос красив и не так широк, как мы видим его сегодня. Дело в том, что со временем кракелюры (трещинки на холсте) трансформировали ее образ. Фрэнк отверг как «чепуху» другие теории, объясняющие тайну улыбки Моны Лизы, в том числе и ту, что женщина перед позированием занималась сексом и улыбается от удовлетворения.

> Так, в 1986 году сенсационное открытие сделал другой американский исследователь - Джон Асмус. Применив компьютер и собственный метод «усиления живописного изображения», он получил копию картины такой, какой она была сразу после создания. И к его изумлению оказалось, что на ней видно закрашенное художником ожерелье на шее красавицы, а на заднем плане - контуры гор с ледником на вершине. Но самое главное его открытие – знаменитая улыбка Моны Лизы была не раз подрисована.

Комментариев нет: