Несмотря на то, что всё-таки существует официальная версия о личности натурщицы, споры не утихают. Кто же ещё претендует на сходство с Моной Лизой?
Относительно недавней идеей стало предположение сотрудницы Школы визуальных искусств (Нью-Йорк) Лилиан Шварц, что Мона Лиза – женская версия самого да Винчи. Благодаря цифровому анализу она обнаружила: некоторые черты лица Леонардо да Винчи и Моны Лизы удивительно соответствуют друг другу.
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Апологеты этой версии считали: переодеваясь в женское платье и рисуя себя в таком виде, великий художник обнажил скрывавшуюся на протяжении всей жизни гомосексуальность.
Также существует версия, что на картине может быть изображён юноша в женском одеянии, например Салаи, возлюбленный Леонардо. Юноша служил моделью для «Иоанна Крестителя» кисти Леонардо. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов. Именно Салаи Леонардо да Винчи оставил «Мону Лизу».
Но самым неожиданным предположением стало то, что на картине Леонардо да Винчи изображён лик самого Христа. Если проделать некоторые манипуляции с картиной, можно заметить сходство полученного изображения с образом Христа на плащанице.
Недавно в свет вышла теория, что художник рисовал Мону Лизу обнажённой. Сделать такой вывод Алессандро Веззоси, директору Museo Ideale на родине великого живописца в тосканском городке Винчи, позволила находка картины полуобнаженной женщины. Женщина на портрете не является копией Моны Лизы, но сходство между ней и знаменитым изображением Джоконды, висящим в Лувре, очевидно.
«Фронтальный вид, положение рук, пространственная композиция пейзажа с колоннами по бокам свидетельствуют о несомненной связи с темой Моны Лизы», - считает Веззоси.
По мнению Веззоси, этот оригинал, скорее всего, входил в серию эротических портретов, написанных да Винчи и его учениками, которые не выставлялись по соображениям тогдашней морали. С Веззоси согласен и Карло Педретти, один из самых больших знатоков творчества да Винчи и директор Центра исследований Леонардо при Калифорнийском университете.
Но существует версия, что это неизвестный ранее портрет Costanza d'Avalos!
Кстати, очень похожая картина висит в Эрмитаже. Автором значится «неизвестный художник школы Леонардо». Выходит, делая копию великого художника, автор и правда обращался к неизвестному нам изображению Моны Лизы?
Ещё не одно столетие человечество потратит на разгадку тайны особы, запечатлённой на знаменитом полотне Леонардо да Винчи. Каждый год в СМИ появляются новые теории и предположения, и вполне возможно, что ничего таинственного в этом шедевре нету, а позировала мастеру та самая Лиза, о которой упоминал Вазари. Однако Леонардо да Винчи всегда славился своей любовью к различным загадкам и шифрам, что даёт нам волю к безграничной фантазии и позволяет правомерно существовать каждой из высказанных теорий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий