24.06.2010

Русская муза Матисса

Портрет Лидии Делекторской. 1947 год
Эрмитаж
 "Когда мне скучно", - признался однажды Матисс, - я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву".

Недавно по российскому телевидению показывали фильм о Лидии Делекторской. Фильм назывался "Больше, чем любовь". Этим летом, в связи с годом России во Франции, в Ницце, в Музее Матисса (Musee Matisse) с 18 июня по 27 сентября проходит выставка, посвящённая русской музе великого художника(подробнее).

Лидия родилась в 1910 году 23 июня в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича Делекторского и его супруги Веры Павловны. Поразившая в начале 20-х годов Сибирь эпидемия тифа , а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки - сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манджурию, затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию.
В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался не удачным и закончился разводом. В мастерской Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года, пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным "Танцем" для Альберта Барнса, художнику уже шел седьмой десяток лет и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской и ему нужна была помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сороколетний черезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве. Молодая женщина была рада даже временой работе у живописца, однако через полгода прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника, на этот раз в качнстве сиделки больной мадам Матисс. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем .... почти 22 года, до последнего вздоха великого мастера.
Матиссу тогда было 63 года, Лидии - 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника. Она сама ответила в одном из писем.
… Вас интересует, была ли я "женой" Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении- даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет "светом его очей", а он для меня - единственным смыслом жизни.
эскизы Матисса
Интерьер с этрусской вазой. 1940
Мировое искусство обогатилось от этого союза десятками картин, рисунков, скульптур. Начиная с 1965 года, Лидия дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс, - так называемые livre d'art, издаваемые небольшим тиражом, иногда до пятнадцати экземпляров. Уникальность эрмитажного собрания livre d'art состоит не только в его полноте, но и в том, что большинство титульных листов книг, подаренных Делекторской, украшены рисунками и автографами Матисса, иногда в сочетании с автографами издателя или автора.

livre d'art, Пикассо
В 1970-е годы Лидия Николаевна дополнила собрание livre d'art Матисса книгами, созданными его знаменитыми современниками - Андре Дереном, Хуаном Миро, Пабло Пикассо, Фернаном Леже. Благодаря Делекторской в Эрмитаж попали 2 картины Анри Матисса , где запечатлена сама Лидия Николаевна - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея.

Лидия Делекторская-Одалиска
Девушка в голубой блузке, 1939

 Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения , стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод , а она попрежнему оставалась одинокой , да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года , когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки , который можно видеть в лучших музеях Франции, России,США и ряда других стран.
Приближалось 70-летие мэтра , он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться - 3 сентября началась вторая мировая война. Случилось так ,что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком , который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких. Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служением ему. Сразу после смерти она собрала свои вещи и ушла из его дома, на похороны ее не пригласили. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Так и составилось то великое собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина.

В тот день, когда я открыла для себя что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России не мало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища , которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь изчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса.

Урна с прахом, по завещанию Лидии Делекторской, была привезена в 1998 году из Парижа и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: " Матисс сохранил ее красоту для вечности".

книга Лидия Делекторская - Анри Матисс. Взгляд из Москвы
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1814839/
статья Лидия Делекторская

Комментариев нет: